Расскажу про одну примечательнейшую личность.
XVIII век. Ефим Васильевич Мещерский. Богатый меценат нежного рыдающего сердца. Уж как его оклеветали! Между прочим, князь, близкий к царскому двору.
Восстает на реформы голландского гея Петра I-лживого. Близок к стрельцам, казненным лже-Петром. Гонимый. Стоит за древлеправославие, за староверие, т.е. за докрещенскую Русь.
В часовенке у него стояла кадка воды, мощи, икона Смоленская Одигитрия, а рядом стеклянный колокол со стеклянным пестиком дивного звука, чудотворный звон которого воспроизводил пение херувимов и серафимов.
В Смоленскую Одигитрию он был влюблен. Про икону говорил, что это древняя протоикона, икона икон. Что она проявилась, когда приехали Иоанн и Андрей, она их вела. ‘В ней обитает Богородица, – он говорит. – Богородица и меня ведет’.
Князь Ефим Васильевич Мещерский был участником Северной войны и считал, что не погиб в Нарвском походе только благодаря образу Смоленской иконы Богоматери, который носил «на рамех». После окончания похода князь Ефим Мещерский дал обет построить церковь и поместить туда икону, для чего «ездил по деревням с образом за пазухой, веля бирючам кликать, чтобы народ собирался к нему поклониться чудотворной иконе». Домовая церковь князя Мещерского, куда и была помещена икона, была построена в том числе на собранные пожертвования. Перед иконой регулярно служили акафисты и вечерние богослужения «крестовые попы», т.е. священники, которые не имели постоянного прихода.
Икону считал чудотворной не только князь – многие шли поклониться святыне, а князь не только не препятствовал народному почитанию иконы, но и сам вел запись чудес, сотворенных по молитвам Богородице. К 1721 г. в тетрадку князя было записано 283 чуда. (К.Т. Сергазина «Хождение вкруг», М.,2015).
Великий был человек. Был очень богат, оставил свой дворец и перешел в часовенку. Стал каликом, ходил в простых одеждах как странник (у каликов была такая катарская традиция, они презирали одежды пышные, побрякушки). Зато в часовенке стояла кадка воды и мощи. И люди исцелялись: окропит водичкой, к мощам приложатся. Шли к нему тысячами.
Князь Ефим Васильевич Мещерский очень симпатизировал богомилам, христоверам, принимал их, исцелял: святая водичка, радения, хоры… И как вы думаете? Соловки… Императрица Елизавета Петровна ссылает его на Соловки. Жена Авдотья Мещерская (урожд. Авдотья Тимофеевна Мышецкая) в покоях императрицы исходатайствует свободу и Ефима Васильевича освобождают.
Характер «противных благочестию» дел, совершенных Мещерским, состоял в том, что он созывал к себе в дом народ и устраивал богомолье не по установленным церковным канонам: начинал службу ударом в стеклянный колокол, который висел у него в горнице, затем кропил водою приходящих, раздавал им хлеб. За эти вольности и новаторство в вопросах веры велено было Е.Мещерского содержать до кончины жизни его «в крепкой тюрьме» и под караулом, чтоб он ни с кем о вере никогда никаких разговоров не имел, лишен был возможности размножать «вымышленную свою прелесть» и совершать «противные благочестию дерзости», но «пребывал бы в покаянии и питаем бы был хлебом слезным…» (Узники Соловецкого монастыря. Фруменков Георгий Георгиевич)
На Соловке встречают безмолвно
обжигающим обожающим взором.
Нарекают братишкой, другом, сыночком.
У старцев в ночи сердца мироточат.
Препровождают в гиперборейские зэков обители,
где встречают небесные их благотворители.
Старцы начертают им путь промыслительный
и Духа Светлосвята сподобляют наития.
Блаженны старцы, хранящие тайны великие,
соловецкие золотые реликвии,
соловецкие бесценные кладовые.
Благословенны наши старцы святые!
Мощи их благоухающие и нетленные.
Благословенны старцы благословенные!
На Соловках его принимают как христа. Старцы полностью принимают богомилизм, говорят: это истинный посланник с неба.
На Соловках он просидел пять лет. Затем – виселица.
Хотят его по возвращении с Соловков повесить. И уже виселица готова. Ефим Васильевич на колени становится буквально за минуту перед казнью и кричит к Божией Матери. Находит облако… И тут все куда-то распадается-разлетается. Само основание деревянное затряслось, лобное место тоже, народ куда-то разбежался – никого нет, виселица с веревкой качается пустая.
…Двое подошли и увели его.
С тех пор князь Мещерский Ефим Васильевич исчез. Удостоился удела Александра I Благословенного – стал старцем. Стал богомильским христоверским христом.
Иоанн Богомил